Можно ли овладеть искусством поддержки и ободрения? В институте Адлера утверждают: не только можно, но совершенно необходимо. Если мы хотим, чтобы беспомощный новорожденный превратился в человека, который может, умеет, смеет, не боится пробовать и ошибаться, верит в свои силы и ценит себя, постараемся придерживаться следующих правил:
• Давайте принимать каждого человека (включая самих себя) таким, каков он есть. Пусть ребенок постоянно видит, слышит и чувствует, что принадлежит семье: любим и значим только потому, что он есть, что он - наш. Эта принадлежность не обусловлена его успехами, достижениями, только самим фактом его существования. Он – часть нашей семьи, и так будет всегда.
• Поверьте в его способности и силы, несмотря на слабость и отсутствие опыта. Этим вы дарите ребенку уверенность в том, что он сумеет добиться цели. Дайте ему возможность пробовать и учиться на своих ошибках. Не жалейте времени на эту учебу. Так ребенок сможет пройти путь от полной зависимости и беспомощности до ощущения своей полезности, значимости для семьи, для группы, для общества в целом.
• Дайте ребенку возможность участвовать в жизни семьи. Когда члены семьи делятся друг с другом, будь то светлые, радостные вещи или тяжелые и неприятные, у них возникает ощущение «спины», опоры на все случаи жизни.
• Постройте систему границ, эффективных, направляющих, логичных. Границ, которые опираются на принципы равенства и взаимного уважения, которые гарантируют порядок, отвечают требованиям жизни.
• Взаимное уважение – это значит не задеть, не ранить, не унизить ни себя, ни другого. Это значит услышать другого, признать за ним право на иное мнение. Именно это различие мнений и взглядов делает нашу жизнь богаче.
• Замечайте положительные качества и поступки, то, что есть, а не то, чего не хватает. Признайте сильные стороны ребенка вместо того, чтобы сосредотачиваться на слабых.
• Важен не столько результат, сколько усилия, старания, вложенный труд.
• Продвигайтесь постепенно, не требуя всего сразу ни от себя, ни от другого.
• Не бойтесь возлагать ответственность на ребенка («Я верю, что ты сможешь, ты с этим справишься») и брать ответственность на себя («Я могу, я с этим справлюсь»).
• Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим (братьями и сестрами, друзьями, одноклассниками). Любое сравнение может привести к неприязни и соперничеству. Каждый человек уникален. У каждого есть право быть самим собой, а не чье-то копией.
И в заключение нам хочется привести слова Р. Драйкурса, обращенные к родителям: «Мы работаем не ради совершенства, а только для улучшения. Каждый маленький успех – это один шаг вперед. А каждый шаг вперед – это источник для дальнейшей поддержки и ободрения».
Дорогие читатели, мы затронули сегодня тему совершенно бесконечную. Если что-то из прочитанного вызовет у вас какие-то чувства, размышления, вопросы, а может, и несогласие, будем рады получить ваши отзывы. Писать можно на адрес редакции, или на наши адреса.
Спасибо всем, кто был с нами в родительской группе.