Вот что нашла интересное:
Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т.д. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.
В разных источниках временные промежутки немного отличаются.
До 3 лет (по другим - до 4,5 лет) - язык
4 г - пространство
5 лет - математика, музыка (величина, форма, темп, звук, лад)
6 лет - спорт, движения (возраст грации)
8 - 9 лет - второй период языковых способностей.
10 - 11 лет - познавательные способности (необходимы разнообразные увлечения и интересы)
(из книги "Умный старт" Пэм Скиллер):
Эмоциональное развитие:
Стремительный этап: 0-24 мес.
Усиление активности мозга: 2-5 лет
Способность адаптироваться: любой возрастДвигательная активность:
СЭ: 0-24 мес.
УАМ: 2-5 лет
Далее уменьшается с возрастомСпособность говорить: (!!! Не распознавать речь, а самому производить звуки понятные окружающим!!!)
СЭ: 4-8 мес.
УАМ: 8 мес. - 5 лет
Способность адаптироваться: любой возрастРазвитие музыкальных способностей:
СЭ: 0-36 мес.
УАМ: 3 - 10 лет
Способность адаптироваться: любой возрастРазвитие умственных способностей:
СЭ: 0-48 мес.
УАМ: 4 - 10 лет
Способность адаптироваться: любой возрастИзучение иностранного языка:
СЭ: 5-10 лет
Способность адаптироваться: любой возрастПро изучение языка у Скиллер есть сноска:
Исследователи расходятся во мнениях по поводу наилучшего возраста для изучения второго языка. Если дети от 0-5 лет слышат два языка постоянно, они смогут владеть двумя языками и говорить на них без акцента. Некоторые ученые полагают, что лучше детям сначала овладеть родным языком и только потом изучать иностранный. Есть компромиссное мнение, что до 5 лет ребенок должен выучить 50 слов иностранного языка, а дальнейшее обучение начинать с 5-10 лет.
Еще есть таблица Монтессори. Она слишком длинная и у нее есть хозяин. Поэтому посмотреть ее можно тут: