LUBIMKI

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » LUBIMKI » Я ещё и мама:) » Колобок


Колобок

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Разве не удивительно, что такой странный и маловразумительный текст, как сказка «Колобок» так нравится многим и многим поколениям малышей? Вот и Софкино время пришло: слушает, да еще как внимательно. И каждый день как первый раз. А раз рядом со мной есть такой эксперт, рискну проанализировать сказку. Мощной поддержкой будет дочкино мнение, в помощь – Пропп и след орды аналитиков в моей голове.

Вся сказка построена на метафоре еды – все хотят съесть Колобок и он убегает, пока не будет все-таки съеден лисой. Когда дочка слушает сказку, четко видно, что самые энергетически насыщенные моменты – это убегание и упоминание о еде. А уж после того как лиса: «Ам!» - и съела колобка – настоящий взрыв радости. Один в один как игра в догонялки: так же акценты на убегании и поимке. И как догонялки будут испорчены, если ребенка не поймать и не потискать (как такого сладкого не съесть?), так и сказка про Колобка без лисы не получится. Напрашивается вывод, что это как раз тот случай, когда поедание – метафора любви, полного принятия объекта. Дальше подробнее.

Сказка начинается так: «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей». Кратко описана ситуация бедности. Сами слова – «старик, старуха» - менее колоритные, чем, например «дед и бабка». Есть два старых голодных существа. И вот они решают сотворить, и не просто что-то, а колобок. Круг, шар. Так часто обозначают самость – юнгианский архетип единства сознательного и бессознательного человеческой психики. Получается, Колобок – это первая попытка ребенка осознать себя отдельным от мира. А мир, от которого он отделяется, неярок и беден.

Интересно создание Колобка: «Пошел старик по сусекам скрести, по коробам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили».
Резюмирую что поняла: Колобок получился из того очень немногого материала, который уже был в тусклом бедном мире. А как много действий совершается: на 2 предложения 5 глаголов и деепричастие. Сразу вспоминается, что и в речи ребенка вначале преобладают глаголы, чуть отстают от них существительные. Последними появляются прилагательные. То есть, начинает себя осознавать ребенок тогда, когда с ним что-то делают. И как только появляется возможность – каждый здоровый малыш начнет действовать сам. Первые передвижения ребенка – повороты с боку на бок: покатился Колобок! А уж как только детку начали слушаться конечности, появляется направление движения – от мамы. И не так уж важно куда.

Взрослые часто приписывают агрессивные намерения создателям колобка. В сказки об этом нет ни слова: «На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили. Колобок соскочил да и убежал». А вот радость Колобка по случаю побега очень даже отражается в его хвастливой песенке. Сама песенка отдельного внимания заслуживает. Колобок каждый раз повторяет кто он и перечисляет все события своей жизни. Так и маленький ребенок раньше всего усваивает свое имя, начинает реагировать на него. Первые интересные разговоры, конечно, о том, что происходит с малышом, что он делает и только что сделал. Песенка Колобка – как декларация отдельности и самостоятельности маленького существа. Последняя строчка: «И от тебя … убегу!» - отражает уверенность в своих силах, каждой здоровой личности присущую.

Звери, которых Колобок встречает  - не очень ясные мне образы. Все они мужского рода и идут по нарастающей: маленький безобидный заяц, сереньких волчок и, наконец, медведь. Образ волка можно считать довольно страшным, но именно тут для него выбраны очень уж негрозное обозначение: серенький волчок. Так же в сказке про теремок волк не играет агрессивной роли и называется «волчок, серенький бочок». Куда более грозно звучит просто «волк». А ведь еще бывает «волк, зубами щелк». Колобку же встретился серенький волчок – уже по одному звучанию образ не многим более грозный, чем заяц. Медведь – это уже страшнее. Большой такой хищник. Тут так и хочется понизить голос, чуть напугать. Возможно, это пик тревожных переживаний, на которые способен младенец.
И вот наконец Колобок встречает «черемную лисицу, баять мастерицу». Образ женский, яркий (черемный по Далю - красный, рудой, рыжий). Явно притягательный, интересный Колобку – ведь от всех предыдущих зверей он убегал сразу, а тут, видимо, ждет какой-то реакции на свою песенке. Ах, не услышала! И Колобок сам движется ближе и ближе (на губу, на язычок).

Способ поглощения: «Она — хам! — и съела его». – проглатывание целиком, не разжевывая. Речи о том, чтобы Колобок так же целиком, как Красная Шапочка,  вернулся, еще не идет. Что опять же наводит на мысли об очень маленьком ребенке, которому сосание пока ближе, чем жевание, а мамина защита важнее автономности.

Я думаю, что весь путь Колобка – дорога младенца от мамы к маме. Она прикасается к ребенку и он начинает осознавать себя - буквально ощущая границы своего тела. Так мама «лепит» свое дитя, ядро его личности. Но одних прикосновений мало. Малышу нужно самому перейти к действию, заявить о своем существовании миру. И он отправляется в путь от мамы серой, скучной, немой к маме яркой, с ясной речью. Нужно несколько раз отвергнуть других (что малыш и делает чуть возраст перевалит за год) и так узнать о существовании своей воли и утвердиться в этом знании. Образ лисы – метафора новой мамы, мамы, которую малыш видит более четко, как единый образ, чью речь понимает, с кем хочет контактировать. Что важно: мир, из которого Колобок убегал, заботился о нем, любил его (я понимаю желание съесть как безусловное и полное принятие)  и так же вновь обретенная мама любит малыша, что и демонстрирует. Видимо, малышу необходимо много раз потерять ощущение единства себя с мамой, чтобы снова встретиться и слиться, раствориться в маме – уже на другом уровне. И так до тех пор, пока метафора не устареет и не наскучит. Тогда понадобится новая, более взрослая сказка.

Отредактировано Snowberry (2007-02-27 15:10:33)

0

2

А нельзя так же проанализировать Курочку рябу, а то я туплю чего -то. В чем смысл?

0

3

Здорово, Сноубери, восхитилась!
А я как-то одним куском заглатывала эту сказку, жалея колобка.

0

4

Спасибо. ) Жалеть Колобка тоже не возбраняется. Просто это восприятие другого уровня.

Анализ Курочки Рябы я примерно знаю от своего учителя. Самой мне сейчас очень Репка интересна. Но пока только зубы обламала. )))

0

5

Самой мне сейчас очень Репка интересна. Но пока только зубы обламала. )))

Кать, напиши потом про репку, пжл, она у Жоримантуса ЛЮБИМАЯ!!!!!

0

6

Кать, напиши потом про репку, пжл, она у Жоримантуса ЛЮБИМАЯ!!!!!

Как раз думаю о репке. ) Ир, скажи, а как у вас дела с пальчиковыми играми?

0

7

Кать, напиши потом про репку, пжл, она у Жоримантуса ЛЮБИМАЯ!!!!!

Как раз думаю о репке. ) Ир, скажи, а как у вас дела с пальчиковыми играми?

Кать, ситуация странная, может, конечно, только для меня она странная, он начинает (сороку, пальчики считать и т.д.) и на первом втором пальчике заканчивает, ему не интересно как-то , хотя мои пальцы считает с удовольствием (загибает, а я считаю) и по многу раз

0

8

Кать, ситуация странная, может, конечно, только для меня она странная, он начинает (сороку, пальчики считать и т.д.) и на первом втором пальчике заканчивает, ему не интересно как-то , хотя мои пальцы считает с удовольствием (загибает, а я считаю) и по многу раз

Знаешь, что самое странное? Софка сейчас точно так же себя ведет. )) И мои пальцы по многу раз считает, и сороку-ворону обрывает. Причем, мои пальцы считает чуть не с сегодняшнего утра только. До этого большой перерыв был, а сегодня она вдруг вспомнила. А с сорокой давно такая ситуация. )) Сейчас даже лучше стало, одно время она вообще не позволяла себя за руку держать.

У меня еще такой вопрос: Жора слушает сказку про репку до конца внимательно, или где-то нетерпение проявляет? Вообще, понаблюдай, пожалуйста, как он эмоционально на сказку реагирует, какие места он как-то выделят. Я подумаю, с Софкой сравню, может какие-то выводы сделаю. ))

0

9

У меня еще такой вопрос: Жора слушает сказку про репку до конца внимательно, или где-то нетерпение проявляет? Вообще, понаблюдай, пожалуйста, как он эмоционально на сказку реагирует, какие места он как-то выделят. Я подумаю, с Софкой сравню, может какие-то выводы сделаю. ))

Кать, у меня такое ощущение, что ему не слушать важно, а полистать страницы потыкать пальцем в персонажей или просто посидеть у меня на коленях при этом выполняя все то, что выше мной описано.
Но я ему все равно её читаю при этом стараюсь заинтересовать его интонацией и когда идут перечисления внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, пальцем указываю на каждом из персонажей акцентирую внимание на каждом из героев интонацией. Особый интерес у нас к деду и Жучке, на репку у нас вообще ноль внимания он даже её не воспринимает её НИКАК, во всяком случае не показывает НИКОГДА. А вот любимый ДЕДА - рулез.
Как я поняла, он не может выдержать именно последовательное перечисление героев много раз, на кошке мы пытаемся "соскочить" с процесса, я продолжаю читать, возвращается, садится слушает, вскакивает,возвращается.
Посмотрю еще, можт что еще замечу.

0

10

Ир, пока понятно только то, что терпения у детей маловато. У Софки запас чуть больше: она слушает до мышки, но мышка ей ясно чем-то не угодила. )
У вас есть еще какие-то книжки со сказками? А то может это просто единстенная?  :)

0

11

Блин, сорри, но я не поняла.... нет в целом всё понятно и лаконично, но мне кажется ты толи не до конца объяснила откуда взялась вдруг ассоциация мама-ребёнок.... толи я воспринимаю роль матери в жизни ребёнка совсем иначе... короче я не совсем поняла почему это путь от мамы к маме..

Способ поглощения: «Она — хам! — и съела его». – проглатывание целиком, не разжевывая. Речи о том, чтобы Колобок так же целиком, как Красная Шапочка, вернулся, еще не идет. Что опять же наводит на мысли об очень маленьком ребенке, которому сосание пока ближе, чем жевание, а мамина защита важнее автономности

Вот этот момент как-то ты прожевала...  можно подробнее? если хочешь, коечно:)

Я не для спора, тут я полный лох, в сказках, я их с детства не люблю, поэтому даже своих ассоциаций не помню, помню, что терпеть их не могу..

А потом , а разве в  восприятии не играет роль то, как читаешь ?

Я не знаю почему, видно потому что больше нечего.
Но я рассказываю иногда эти сказки детям( чаще я сама придумываю в зависимости от того, чем они увлечены, чтоб заинтересовать), Паша хохочет над этим -Я тебя съем... И когда лиса его съедает тоже смеётся.
А саша , бедняга, мне кажется он боится, он так замирает!!! И ко мне притискивается.
А вот репку вообще слушать не любят... еле дорассказываю до конца, начинают чё-нить болтать во время репки своё.
Ещё раз перечитала, вот вроде всё так, как ты говоришь, но что-то мешает мне так воспринимать эту сказку...
надо мне её пойти и внимательно перечитать....

Отредактировано Цяпалина (ака Веснушка) (2007-03-02 03:50:52)

0

12

хе, а у меня сказка другая, волк, а не волчонок... и много ещё другое

0

13

Лиз, во-первых, я пишу о восприятии сказки годовалым малышом. Ну, только моя версия, конечно. Чем старше ребенок, тем сложнее его внутренний мир, тем богаче восприятие. Взрослые вообще будут понимать кто во что горазд. )

, но что-то мешает мне так воспринимать эту сказку...

Это что-то - твой жизненный опыт. ) Ты что-то свое на сказку проецируешь. А чем младше ребенок, тем он ближе к восприятию чистых архетипов.

Почему от мамы к маме? Потому что для очень маленького ребенка мама - это весь мир, самое важно, что в мире есть. ) Вначале все воспринимается одним куском, почти без деталей. даже себя как отдельное существо ребенок не сразу осознает. Он узнает о том, что у него есть свое тело, когда мама к нему прикасается. Мама как бы "лепит" основу личности малыша. А вот что бы эта личность развивалась, ребенок сам должен действовать. Надо оторваться от мамы, убежать. Большое видится на расстоянье. )) Но сказка все-таки для самых маленьких. А маленькому в этом мире без маминой защиты плохо. Вот потому надо вернуться к маме, быть ею принятым.

Про способы поглощения в сказках и метафорах можно вот тут посмотреть: http://www.gestalt.sp.ru/noframes/artic … cles_3.htm Но если там непонятно, я могу пояснить потом.

Про реакцию твоих детей. Очень может быть, что Паше хватило твоей заботы и любви в младенчестве и для него эта сказка как напоминание об этом. А Саша слишком в тебе нуждается, чтобы оторваться достаточно для переживания приключений колобка. В итоге, переживает только тревогу.

0

14

Про реакцию твоих детей. Очень может быть, что Паше хватило твоей заботы и любви в младенчестве и для него эта сказка как напоминание об этом. А Саша слишком в тебе нуждается, чтобы оторваться достаточно для переживания приключений колобка. В итоге, переживает только тревогу.

Паша просто с рождения самостоятельный, в 6 мес. бросил грудь, всегда оставался сам и привязан он больше к папе... А Саша с рождения всегда на руках, до года и месяца грудь, отлучали насильно, можно сказать... и сейчас всё время со мной:) Засыпает, просыпается и сидит на руках минимум минут 30...попробуй отпусти :- ( к папе идёт с трудом....

А что за сказка у тебя, почему у меня она по-другому рассказывается.
и ещё, что ты думаешь, по поводу интонаций..
надо ли устращать голос, когда говорят колобку, что съедят его? или просто объявлять , типа- я тебя съем... Вот от этого что-то заисит?

0

15

А что за сказка у тебя, почему у меня она по-другому рассказывается.
и ещё, что ты думаешь, по поводу интонаций..
надо ли устращать голос, когда говорят колобку, что съедят его? или просто объявлять , типа- я тебя съем... Вот от этого что-то заисит?

http://www.lukoshko.net/rus/rusa0.shtml

Знаешь, я думаю, что мама интуитивно подстраивается под ребенка. Не знаю, ты с детьми в догонялки играешь? Говоришь им, что поймаешь и съешь? Я когда Софку ловлю, зацеловываю ее и даже покусываю немного, она визжит от восторга. Я и написала, что Софа реагирует на сказку точно так же, как на догонялки. Может быть, если не играть так с ребенком, тогда такой прямой связи не будет. Не знаю. ) Это только гадание. )
Если игры другие, наверное, интонации тоже другие будут. Хотя, все-таки смысловые узлы в сказке одни и теже. Ты же не будешь грозным голосом о зайчике говорить, или тоненьким - о медведе? Ну, и есть просто стереотипы расказывания сказки - как-то более певуче, неторопливо. Разве нет? Можно, конечно, просто оттараторить сказу, но какой годовас это слушать-то будет?

0

16

Слушайте, сегодня я читала сказку...обычно они у меня слушают и повторяют.. а сегодня паша молчал, смотрел на меня как-то подозрительно, а в конце спросил...- а зачем?
т.е. а зачем съела его лиса. И я не нашлась , что ответить. Я сказала, что она глупая.. и быстренько под шумок смылась...

бабушка с папой однозначно ответили- голодная.
Мне это даже в гоову не пришло. Что самое интересное... если ребёнок спрашивает- зачем голодная лиса съела колобка- то , наверное, не потому, что хочет услышать очевидный ответ... Он хотел услышать, видимо, почему она съела колобка, которого никто не съел, он ведь песенку пел...

Короче, я против поедания животных....... и воообще ..эта тема с колобком мне всегда была неприятна... а теперь и подавно. Просить прочитать он будет, они подсели на сказки последнее время. НО ЧТО ЕМУ сказать? Я не буду говорить: голодная- выходит можно съесть даже прелестного колобка- если хочется!А что ещё- хитрая? Все хотели съесть, одна она догадалась как?

А вы -то, что думаете!!!!

0

17

Лиз, ты че? Колобок - это не животное! Это вроде булочки. Ты ничего против поедания булочек не имеешь? ))
Ты просто заморочилась с моралью. Забей. )) Спросит еще раз зачем. Ты в первую очередь переспроси: "А ты как думаешь?".
Да, я на форуме ЛД видела рецепт колобка. Твоим уже интересно было бы.

0

18

Лиз, ты че? Колобок - это не животное! Это вроде булочки. Ты ничего против поедания булочек не имеешь? ))
Ты просто заморочилась с моралью. Забей. )) Спросит еще раз зачем. Ты в первую очередь переспроси: "А ты как думаешь?".
Да, я на форуме ЛД видела рецепт колобка. Твоим уже интересно было бы.

нет, Колобок...это колобок, потому что булочки не разговаривают:) ну, не разговаривают булочки, понимаешь??? Вот паша это понимает, а колобки разговаривают..... и это совсем другое дело. Вот я сама в детстве очень переживала, что его съели...но , когда читала детям очень весело всегда завершала сказку, но , видимо, паше всё же не весело....как и мне, я терпеть не могла сказки такие. Ну, на хрена было заканчивать так, чтоб она его съела...мораль какова? ну если он просто булка, то какого хрена он распевает песьни... а если распевает песьни- то уже не просто булка, а выходит не просто булку- не так просто съесть... а чтобы её съесть надо обхитрить... какой-то маразм...

0

19

Лиз, ты просто мечтаешь свой невроз ребенку навязать.
В сказке разговаривают и речки, и печки, и яблоки. Это логика сна, а не жизни. Если Паша может палку превратить в пистолет, он сможет и отличить сказку от реала. Отстань от ребенка, не навязывай свое видение мира. ))

0

20

Лиз, ты просто мечтаешь свой невроз ребенку навязать.
В сказке разговаривают и речки, и печки, и яблоки. Это логика сна, а не жизни. Если Паша может палку превратить в пистолет, он сможет и отличить сказку от реала. Отстань от ребенка, не навязывай свое видение мира. ))

Блин, Сноуберри...но вся проблема в том, что я пристаю не к ребёнку, а к вам, наоборот...он пристал... с вопросом зачем. Я даже не разглагольствовала на эту тему, а пожелала спокойной ночи, обозав лису глупой, и ушла думать.
А вот подумать решила с вами, но своим детям я не предлагаю такой вариант, как вам тут изложила. А потом- я не знаю, кроме этой, ни одной сказки, где бы ели говорящего героя, пусть даже съедобного...
Дети у меня едят курицу и знают, что это курица.... Но меня лично всегда пугала эта сказка в детстве, вот я думаю....что Пашу сподвигло на этот вопрос...такой же испуг, что беднягу колобка съели? или нет? Собственно, это всё,что меня волнует. Говорить, что лиса сголодухи съела весёлого колобка- мне лично просто неприятно. Поэтому я так не  скажу. И если он меня больше не спросит, я эту тему не буду возобновлять... я даже попробую её не читать, если он не попросит. Попросит- прочту.

0

21

А за ним и пирожок:
"Ну-ка, съешь меня, дружок!"

Это я Чуковского вспомнила. ) В Гусях-лебедях яблоня просит свои яблоки съесть. Ладно, они при этом не говорят, можно не считать. ) В одном из вариантов сказки "Кот, петух и лиса" лиса в конце съедает петуха и на этом конец. А "Звери в яме" - это вообще сплошное друг друга поедание. Одна только курица ни одной реплики не подает из съеденых зверей. В другой известной сказке волк съедает сразу 6 козлят, вполне говорящих. Волк же поговорил с Красной Шапочкой и с бабушкой, прежде чем съел их. Да вообще, тема поедания в сказках часто всплывает.

0

22

А за ним и пирожок:
"Ну-ка, съешь меня, дружок!"

Это я Чуковского вспомнила. ) В Гусях-лебедях яблоня просит свои яблоки съесть. Ладно, они при этом не говорят, можно не считать. ) В одном из вариантов сказки "Кот, петух и лиса" лиса в конце съедает петуха и на этом конец. А "Звери в яме" - это вообще сплошное друг друга поедание. Одна только курица ни одной реплики не подает из съеденых зверей. В другой известной сказке волк съедает сразу 6 козлят, вполне говорящих. Волк же поговорил с Красной Шапочкой и с бабушкой, прежде чем съел их. Да вообще, тема поедания в сказках часто всплывает.

Я всё-таки не уверенна, что надо читать эти сказки...  Я не понимаю зачем.....

0

23

Лиз, и не поймешь, не надейся. Для понимания сказки нужны усилия не ума, а чувств. Они не обязаны быть логичными.

0

24

Вчера читала сказку про колобка. Ребенок, в очередной раз, после слов "лиса его и съела", сказал "ам" и загадочно посмотрел на меня   :)

0

25

Лиз, и не поймешь, не надейся. Для понимания сказки нужны усилия не ума, а чувств. Они не обязаны быть логичными.

Меня, кстати, паша попросил прочитать сказку про Колобка, прочла,как всегда... Он опять испуганный сидит... я ему говорю...ты чего?
А он: - а чего она его съела?
Я ему:
- ну, так..он же булочка..его же бабушка из муки на сметане скатала...в печке иСпекла, А съесть не уСпела, смылся он... ну и всё своими словами... Короче он заулыбался, понравилась ему , видимо, хитрожопая лиса:) Но всё-равно , слушает настороженно..Саше, конечно, по-фигу всё!

0


Вы здесь » LUBIMKI » Я ещё и мама:) » Колобок