Кому актуально, посмотрети вот эту статью: http://zdd.1september.ru/2003/04/3.htm
Мне особенно понравилось вот это:
Сила сопливого детства
Новорожденный ребенок начинает жить с пустой информационной базой иммунной системы, почти с нуля, если не считать врожденного иммунитета, о котором я уже сказал. И каждому родителю надо помнить: формирование иммунитета – индивидуальная судьба каждого ребенка. Нет двух одинаковых детей (исключение – только однояйцовые близнецы), нет и двух одинаковых иммунных систем. На 50% темп и мощь формирующегося иммунитета зависят от биоритмов и генов ребенка (гармонично ли развивается ребенок, здоровы ли гены его родителей и двух ближайших поколений предков и т.д.). Но еще почти на 40% формирование иммунитета зависит от социально-экономического положения семьи, в которой этот ребенок растет. Правильное питание, гармоничное физическое и психическое развитие, профилактические прививки, обучение навыкам гигиены, здравый смысл при лечении неизбежных детских болезней – все это по крупицам, по микронам направляет процесс формирования иммунитета ребенка в правильное русло. И наоборот, безалаберность и непоследовательность в любом из этих факторов приводит к ошибкам и сбоям иммунной системы. Конечно, природа позаботилась о том, чтобы время от времени, под влиянием биоритмов, в организме ребенка происходили встряска и смена активных генов, которые отменяют некоторые ошибки иммунной системы. Вклад же врачей в процесс формирования здоровья детей невелик – по данным Минздрава РФ, всего лишь 8–10%, и относится он главным образом к прямым медицинским факторам – качеству лечения, профилактическим мероприятиям, оздоровлению детей. Таким образом, иммунологическое здоровье детей по крайней мере наполовину может и должно контролироваться ответственными взрослыми, родителями и педиатрами.
Здесь, мне кажется, необходимо упомянуть об одном парадоксе процесса формирования хорошего иммунитета. Есть множество детей, которые, живя в благополучной обстановке, почти не болеют, не имеют аллергических и других иммунопатологических заболеваний. Но проблемы начинаются, когда эти дети попадают в детские сады и школы, летние лагеря и спортивные группы. У них сразу же возникают цепочки заболеваний, как правило, легких, простудных, но тянущихся невыносимо долго и переходящих одно в другое. И даже осложняющихся аллергическим компонентом. Причина этому одна: они не успели, живя в иммунологическом покое, приобрести, набрать опыт сопротивления инфекциям. В мировой педиатрии есть понятие – часто болеющие дети. Это дети, а их много в России, которые вне зависимости от экономического благополучия семьи (я лечил и внуков членов Политбюро, и цыганят), в силу именно индивидуальных особенностей их иммунитета, каждый контакт с инфекционным агентом переносят как тяжелое опасное заболевание (с высокой температурой, плохим самочувствием, головной болью, кашлем и насморком, рвотой и поносом, упадком сил и плохими показателями в анализах крови). Плохо ли это? С бытовой точки зрения, безусловно, плохо – сплошные неудобства родителям и врачам. С точки зрения иммунитета – приемлемо. А с точки зрения влияния на будущее иммунологическое здоровье – хорошо. Дело в том, что, видимо, у детей с такой манерой создания полноценного противоинфекционного ответа иммунная система требует повторных развернутых заболеваний, прежде чем в ее недрах отложится информация о возбудителе инфекции. Поэтому все попытки педиатров усилить иммунитет у такого ребенка заведомо ограничены возможностями его иммунной системы. Болезни таких детей надо принимать как данность и, терпеливо помогая ребенку справиться с очередной инфекцией, ждать, когда иммунная система у него дозреет. Как говорят в народе, ребенок перерастет болезнь. В общем, хороший иммунитет даром не дается. Кстати, несколько тысяч лет назад в учебнике медицины древние китайцы писали: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым, пусть в детстве он будет все время сопливым».